Мне неоднократно предлагали дать интервью разные известные каналы начиная от ВВС и заканчивая радио Маяк (и разными блогерами). Я подумал, что лучше всего задать вопросы себе смогу я сам. Вот вам мое воображаемое интервью
1. Профессор Дж. Толкин и Скандинавия
Я повторял это неоднократно: в интервью для РЕН ТВ (оно, невероятно искаженное, попало в эфир), и для главной исландской газеты «Моргунбладид» (опубликованной в сочельник 2018 г.). Сначала (в моем детстве) были Братья Гримм, потом Дж. Толкин (отрочество), далее, благодаря Якобу Гримму, Дж. Толкину, комментариям сына Дж. Толкина – Кристофера Толкина, и моему пятилетнему пребыванию в США я получил доступ к сокровищнице древней литературы Исландии. Плюс познакомился по переписке с исл. проф. Эйнаром Гюннаром Пьетурссоном. И получил доступ к справочной исландской литературе, к рукописям, и получал (и получаю уникальные консультации от образованного исландца, который ВЕРИТ в существование Сокрытых миров). И это большая удача на фоне современной пресыщенной исландской академической молодежи, у которой неверие в родные традиции доходит до абсурда. Сначала, еще до поездки в США я много времени потратил на исследование кельтской традиции: в основном ирландской и шотландской. Но обратился все же к Исландии. Любви к Скандинавии у меня особой нет, ибо там живут такие же люди, как и везде, но я шел по следам эльфов в литературной традиции и фольклоре… Не могу не упомянуть человека, который первым указал мне нужные источники, и даже подарил несколько книг про исландских эльфов из своей библиотеки. Это – толкинист Арден Р. Смит. Очень талантливый каллиграф в тенгваре и рунах, выпускник Университета в Беркли (США).
2. Про Исландию
Я вырос в атеистическом СССР, затем была перестройка, бандиты, грязь. Погоня за наживой. И на этом фоне книги Дж. Толкина давали воздух, чтоб дышать. Про Исландию толком никто и не слышал. Многие утверждали и утверждают, что Дж. Толкин «выдумал» своих эльфов. Я видел и чувствовал, что это не так (в юности было два виденья у меня в полусне). Я тратил колоссальные усилия чтобы добиться правды об эльфах, узнать, где же источники, которые использовал для своих книг Дж. Толкин и т.д. При работе с кельтскими источниками основной проблемой был РОСТ эльфов. Только Племена богини Данну были высокими, но это было давно. И в Норвегии хульдрефольк с хвостами, мужчины маленькие (я тогда переписывался с другим известным толкинистом Хельге Фаускангером). И тут выясняется, что только в Исландии в 20 веке люди верят в высоких эльфов, что они реальны, имеют общих детей с людьми. И в Бостонской публичной библиотеке я в одной книге из серии «Исландика» вдруг узнал, что в 17 веке в Исландии жил человек, который крепко верил в эльфов и даже пострадал за эту свою веру (Йоун Ученый). Я стал собирать данные, которые и привели меня к исл. профессору Эйнару Г. Пьетурссону, который прямо тогда издавал трактат Йоуна Ученого в программе защиты докторской диссертации. Профессор прислал мне издание. И я получил поддержку в истинном исландском стиле, когда тебя не поддерживают совсем уж в прямую, но создают ситуации (и иногда одобрительно кивают или улыбаются), когда ты делаешь правильные вещи. И второй яркий момент – уже после возвращения в РФ, я оказался в очень стесненных материальных и бытовых условиях (прям до страданий). Интернет был тогда еще плохо в РФ развит, потому я переписывался с проф. Эйнаром Г. Пьетурссоном с помощью обычной почты (за редким исключением). На почте на севере Москвы тогда вообще считали, что мы над ними издеваемся, когда отправляем письма в Исландию (мол, нет такой страны). И как-то весной 2001 г. я получаю от проф. Эйнара статью с упоминанием некоего Йоуна Йоунс-сона, который жил в 17 веке в Исландии, и официально должен был по вердикту епископа выбрать: либо он уходит в мир эльфов, которых так любит (и перестает, кстати, заниматься чародейством), либо кается, и возвращается в мир людей и под святое причастие. Тогда я понял, что я не один. Как говорится, когда ты один веришь во что-то странное (для окружающих), то ты шизофреник, если в это верят уже двое и более, это не диагноз, а начало традиции (или ее продолжение))) Похожие истории про эльфов известны и из валлийских источников 19 века, но там дело не доходило до столь официального признания веры в эльфов.
3. Об эльфах
Довольно сложный вопрос, что значит термин «эльф» (и я написал целую статью про это в 1995 г., которая не утеряла актуальности и по сей день, хотя судьба ее очень тяжелая, как на русском языке, так и в переводе на английский). В Исландии продолжают верить в подлинное существование эльфов или Сокрытого народа. Только верящих становится все меньше и меньше, ибо современные исландцы по большей части космополиты, а современный мир нестерпимо давит «всем своим гнетом». И что хуже, появилась многочисленная разновидность мошенников, которые создают «эльвские школы», по щелчку могут увидеть невидимых эльфов и т.д. Но это уже корысть (для туристов), местечковое тщеславие и недостаток образования в современных исл. школах (я общался и с подобными персонажами лично). Те эльфы, которыми я занимаюсь, должны были населять север и запад России. В 1994 г. я видел черновик Дж. Толкина с привязкой его эльфов к общепринятой географии: он утверждал, что кочующие племена эльфов задерживались на территории Карелии и близ Белого моря (Gand-vík на древнеисландском). Также важно то, что проф. Дж. Толкин написал сам (что эльфы могут работать изнутри твоего мозга, осторожно творя свое присутствие: речь про развоплощенных эльфов, не бесов!). См. 10 том «Истории Среднеземья» и мой «Трактат о том, как должно искать и находить пути общения с ныне сокрытым». Лет четырнадцать назад один молодой монах написал мне в «ЖЖ», что в Сибири есть, по его мнению, очень похожие традиции эльфов. Диалог у нас с ним толком не состоялся, и я с осторожностью отношусь к подобным сведениям. Я знаю еще, что, согласно другим черновикам проф. Толкина, озеро, в районе которого пробудились эльфы, было связано с озером Байкал, кажется.
4. Про лошадей викингов
Вспомним, что конь был частью культа плодородия, связан с ванами, с Фрейем. Согласно современным исследователям, корабли на рунических и прочих объектах связаны с ванами, вспомним чудесный корабль Фрейя Скидбладнир. Другое дело - ритуальные изображения на носу викингского корабля. Но лошадь (конь) там тоже не упомянуты. О магической (рунической) традиции, связанной с конем, см. в моих книгах.
5. Мистические места Исландии
Сказки Исландии до сих пор делятся на страшные и на прекрасные. Самые языческие части мистической Исландии до сих пор находятся на западных фьордах, на севере и северо-востоке Исландии. Это преимущественно места языческих эльфов и прочих существ, не любящих незваных людей. Юг и запад Исландии самый цивилизованный и в этом отношении, но эльфов и прочих созданий оттуда успешно вытесняют. Важны известные из фольклора места (даже есть закон про это в Исландии), или же места, максимально удаленные от людей. Но есть еще и один момент. Ты должен посещать эти места с гидом, иначе будет Исландия: фото-страна и фото-люди, как утверждаю я в стихе, который сочинил в 2013 г. в Исландии. В том же году, мы снимали докфильм про Исландию. И наш оператор Саша П. (мы с ним героически провели 15 дней бок о бок, колеся по Исландии и вечерами обсуждая наши планы и т.д. И он сказал, «как жаль, что я не вел с тобой видео-дневник. Я побывал в сказке». Без гида, который будет водить вас по избранным местам и устраивать вам встречи с исландцами , которые ему доверяют, этого не возможно). Ну и даже в Рейкьявике есть разные «недобрые» места, чтобы почувствовать, что сокрытые миры реальны и периодически пересекаются с нами, там есть один памятник, смотрящий на север, там были самоубийства. Оттуда мне прислали в 2013 г. фото призрака исландского моряка, который появлялся в ноябре перед российскими туристами. В моей недавно опубликованной магической книжечке «Нашейная книжица» я вскользь упоминаю о том, как проф. Эйнар Г. Пьетурссон в юности столкнулся на западе Исландии с немертвым-драугом. А у брата проф. Эйнара были коровы – потомки эльфийской коровы с запада Исландии.
6.Исландское искусство в современном мире
С одной стороны, в 2009 году я почти-что договорился об обучении в академии искусств Исландии, но не получилось, увы. С другой стороны, многие влиятельные исландцы склонны рисовать, их продукция тиражируется, и ею восхищаются их родственники и зависимые люди, а МИД Исландии тратит серьезные деньги на продвижение этих весомых людей. И благодаря тому, что до Исландии стало легко добраться, довольно неплохие работы пишут и рисуют иностранцы, даже есть черно-белые комиксы про эльфов, нарисованные одним немцем. Мне прислал их главный годи Исландии Хильмар Э. Хильмарссон в 2019 г. Создаются карты, ролевые (реконструкторские) карты, но очень мало действительно дельного материала. Обидный факт, что мы с моей женой придумали делать заглавные буквы в книгах в виде магических исландских знаков гальдра-ставов, а в 2018 году я увидел плагиат на них на пластинках исландских «металл-банд». (Я знаю, кто дал им мою книгу с этим дизайном). От себя лишь скажу, что что-то удобоваримое от исл. художников вы можете видеть в моих книгах, а в 1995-1996 гг. я, еще не побывав в Исландии, сделал графическую работу, изображающую исл. эльфов. Копия ее я в 1996 году отправил проф. Эйнару. Она стояла у него на рабочем столе в институте рукописей Ауртни Магнус-сона. Также «духов земли (страны)» вы можете видеть на исландских монетах. Это тоже работа исландского скульптора.
7.Руны эльфов
Как я уже говорил, на моих очных лекциях о рунах, исландцы - очень своеобразный и скупой народ. И самобытный. Например, есть целый ряд исландских магических знаков, известных под названием «Печати» (Салоумона, Давида, Иисуса и т.д.) Внешне они выглядят как обычные каббалистические знаки, бывшие в моде в то время. Но, поскольку мы имеем дело с Исландией, все внешне простое обманчиво, и эти печати созданы именно из исландских рун лишь в подражание восточному оригиналу. То же самое и с эльфийскими шрифтами. Во время создания большинства из них это было серьезно наказуемое деяние. Потому подобным вещам придавалось очень много веры, их надежно прятали. И не сохраняли, если не пробовали их сами в деле. Кроме того комментарии к ним писались шифром, чтобы еще более усложнить их понимание и использование. Была гигантская разница между исл. хутором, в окружении очень не многих соседей и католическими монастырями на континенте, где монахи сохраняли рунические шифры, как своего рода антикварные курьезы. (Что, тем не менее, принесло большую пользу для современной науки рунологии). Напомню, что, когда в Исландии лютеранство победило католичество, произошло ужасное событие: драгоценные книги католического монастыря в Хельгафетле были полностью сожжены… Йоун Ученый пишет в одном из своих трактатов о невидимых буквах (рунах) из эльфийских книг, видимых только людям, обладающим даром ясновиденья и духовиденья. До сих пор исландцы считают, что Йоун Ученый был ясновидящим и другом эльфов. Правдивость была основной Исландии во времена саг и до 20 века. Есть традиция, что поименованные люди ходили в холмы к эльфам за мудростью и дарами. (В исл. музее еще хранятся вещи, полученные людьми от эльфов. Но пояснение тому только на исландском, не на английском и д.р. языках). И имена людей, ходивших в холмы к эльфам за мудростью, известны до сих пор, а у них сейчас живут в Исландии родственники. И никому не хочется иметь в предках записных врунов.
Конечно, были и мошенники 17-18 вв. в Исландии, которые контрабандой создавали руны и пр. для шведов. Но они были исландцами и в основе их странных разработок лежали истинные традиции. И что важно - только негласная репутация чародея могла привлечь к такому человеку внимание заказчиков, которые платили. (Здесь я подразумеваю, главным образом, Йоуна Эггертс-сона)… Ну и опять же должен пояснить, что в случае Исландии мы имеем дело с традицией «ртутью». Где глагол «получать» в контексте может значить «давать»! А «Аульв-руны» могут одновременно значить и «Эльфийские руны» и «Руны человека по имени Аульвюр» (Эльф) и т.д. и т.п. Сеть (ткань) очень сложных контекстов и намеков, которые сейчас не всегда можно истолковать с определенной долей уверенности. Но в основе традиций рун, эльфов и чародейства, и особенно, поэзии – несомненно, лежит вера. Иначе все мертво и серо.
8.О современной фольклористике
В прошлом году я увидел крах мифов не только о независимых журналистах, но и о независимой профессуре. (Если помните, как в сказке Маршака «Двенадцать месяцев»). То же подтвердили и мои знакомства со средневековыми так называемыми «плутовскими романами» (я не читал их прежде, но они достались мне в наследство в числе прочих книг из гигантской библиотеки моей мамы). Все университеты управляемы со средних веков: сначала спонсорами, а потом государством. И я до сих пор не встретил ни одного ученого мужа (с февраля 2022 г.), который бы имел вес и собственное мнение, и готов был его высказывать публично, и поддерживать свои слова делом. Все зависят от зарплаты и пенсии. Ужасное открытие для меня лично. Ведь я идеалист. И друг эльфов. Все делается по кальке, которая спускается высшим начальством: сначала христианство и борьба с Лютером, потом христианские ереси, потом дарвинизм, атеизм, прогресс машин, толерантность, смешение полов, безверие. Чтобы у человека не было другого пути, кроме как пресмыкаться перед атеистическим начальством. Мясо, семя, кулак, смерть… Как и во всяком явлении есть и исключения, но они незаметны, несвоевременные, они – в подполье. Если повезет, ты станешь героем через 200-300 лет. Как Йоун Ученный. Но твой статус будет уже антикварный. Понятие фольклор, фольклористика очень сложный, и всеобщее отношение к нему как в фильме «Кавказская пленница»: «Фольклор? А, - тосты»! Тем не менее, это очень занимательная научная дисциплина, которая может неожиданно опять завести человечество не туда. Одно из самых страшных изобретений современной фольклористики, на мой взгляд, это так называемый «Motif-Index», то тесть слепое упорядочивание-обезличивание народных и древних традиций под эгидой удобства. Против этого резко выступал проф. Дж. Толкин в своей знаменитой лекции «Волшебные истории». Но сейчас это уже необсуждаемая аксиома. Единственно, что я могу «пискнуть», это то, что вопреки своим коллегам Дж. Толкин на практике доказал правильность своего подхода: он создал легенду про гномов, драконов и гоблинов, которая «НЕОЖИДАННО» оказала невероятное влияние на человечество в 20-21 вв. А они все ищут в его фольклорном шедевре какие-то неведомые «культурные коды всего человечества».
Есть такое понятие ИСКУССТВО. То, что движет душу и разум. Что придает сил жить дальше. И размышлять. И, возможно, по-другому строить свою жизнь. Естественно, дано это не каждому есть зов, есть кровь. Это если говорить о настоящем фольклоре. Ведь даже один и тот же анекдот можно рассказать по-разному: совсем не смешно или так, что будешь смеяться до слез. И вопрос-то в каких-то двух трех словах и, может быть, паре прилагательных. Или имя собственное. Это называется ТАЛАНТ. И еще ЛИЧНОСТЬ, ПОДЛИННОСТЬ И ИЗБРАННОСТЬ. НАРОД. Все это неуловимо, очень индивидуально, и непредсказуемо. И есть РЕЛИГИЯ и КУЛЬТ. По моему мнению, настоящий фольклор – это суть народа. И супер фольклор – это когда только одна какая-нибудь группа, например, россиян, реагирует на что-то одинаково, в круге урожденных традицией. В какой-то момент я заметил, что более половины моих слушателей на очных лекциях имеют у себя кровь германцев (неважно какой именно разновидности). Их это тянет. Эта тематика. Ведь, как сказал М. И. Жванецкий, одно дело когда любишь, и совсем другое, когда тебя ТЯНЕТ. И подделать сию тягу невозможно. И получается, что это уже СИЛА. Непредсказуемая и, возможно, неуправляемая. Потому и создаются организации и сообщества, чтоб эту силу обуздать и сделать предсказуемой. Ибо, как написал проф. Дж. Толкин в своей знаменитейшей лекции «Беовульф: чудовища и критики»: «Легендарный героизм (сама теория героизма: сохраненная в поэзии и преданиях, легендах – Л.К.) это сила, которая вдохновляла как викинга-безбожника, так и солдат на полях сражений 20 века» (Цитата по памяти, так что прошу прощения за возможные неточности!) То есть тут уже встает вопрос создания из фольклора ИДЕОЛОГИИ …
Спасибо за честь поделиться с вами своим мыслями и опытом. Пусть они даже и покажутся кое-кому странными…. Л.Л. Кораблев
Comments